Станция Тоннельная (пос.Верхнебаканский)
– станица Раевская – Семисамских хребет – пос.Сукко.
Всего 32,54 км.
Кубанский край. Предрассветные сумерки в густом тумане. Но удалось разглядеть, что асфальт сухой. По мере вползания поезда в Баканское ущелье туман понемногу ослабевал. В Тоннельной поезд стоял 10 минут, но выходила детская группа, поэтому мы приготовились к высадке заранее. В Тоннельной поезд может быть подан к платформе с любой стороны, раз на раз не приходится, что несколько осложнило задачу. В итоге выход оказался справа по ходу (т.е.на сторону вокзала), но платформы в этом месте не было вообще: высадились на пути. Поселок Верхнебаканский. Прохладно, туман, сквозь него слегка проглядывает солнце. От вокзала едем прямо, первый |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поворот налево. Оживленная трасса. Справа - квартал пятиэтажных домов. Сворачиваем во дворы, улицами, не имеющими четкой планировки, поднимаемся вверх по склону. Здесь даже трудно дать какие-либо ориентиры. Задача в том, чтобы по интуиции выбраться на самый верх. Там - окраина поселка, и начинается большая пустошь. По ней в западном направлении идет несколько грунтовых дорог. Из них нужно выбрать ту, которая идет выше. Это - очень относительно, пустошь пока что почти плоская. Но если слева скоро покажется лес из низкорослой пицундской сосны - вы на правильном пути. Грунтовки, уходящие в туман, в отличном состоянии, плотные, укатанные. И лишь остатки луж дают представление о том, что здесь было пару дней назад!
Едем краем соснового леса. Пустошь постепенно спускается вниз, приходится жать на тормоза. И вскоре открывается прекрасный вид на Анапскую долину. Там, внизу, уже солнечно, да и у нас наверху туман начинает рассеиваться. Внизу под нами видна станица Раевская.
Дорога круто уходит вниз, временами извивается. Сосны сменяются дубовым редколесьем. Едем на холостом ходу, постоянно притормаживая. Руки уже устают от тормозов. Но дорога очень укатанная. Появляется солнце, резко теплеет. Снимаем лишнюю одежду. Хоть весна на Кубани выдалась дождливая и холодная, все же чувствуется, что мы не в средней полосе. Тут все уже зелено, цветут фруктовые деревья и кустарники, "пылит" средиземноморский дуб. Мост через речку Маскага. Спуск окончен, пересекаем шоссе Верхнебаканский - Анапа и въезжаем в Раевскую. Едем перпендикулярно шоссе, взбираемся на небольшой тягун и сворачиваем вправо. Теперь надо пересечь станицу с востока на запад, это легко, улицы имеют четкую планировку.
Жарко, раздеваемся по-летнему. Выходим на западную окраину. Здесь начинается грунтовая дорога среди виноградников. Дорога сухая и плотная, но видно, что высохла совсем недавно, и мы не завидуем ребятам, которые прошли здесь до нас. На винограднике и завтракаем (увы, не виноградом!). Мы стоим на возвышенности, отсюда прекрасный вид на долину и предгорья Кавказа. Солнце печет вовсю! А над Тоннельной стоит густой туман, краем свой шапки высовываясь из-за перевала. Там сейчас совсем другая погода! Едем. Дорога уходит резко вниз, там, в долине - спущенный пруд. Скатываясь вниз, проезжаем плантацию клубники. Ниже плотины пруда форсируем бурный ручей: его почти что можно перешагнуть. Далее - подъем. И неудивительно: фактически мы едем по предгорьям Кавказа.
Дорога сухая, но узкая и разбитая (глубокая колея), поэтому мы поднимаемся пешком. Звонит Володя Чекин, уточнить, где мы. Произошло некоторое непонимание, но это обнаружилось лишь позже. А пока что мы взобрались на вершину очередного высокого холма и изменили направление на 90 градусов вправо. Теперь - спуск с предгорий, в Анапскую долину, крутой, длинный и извилистый, опять на тормозах. Но дорога прекрасная! Дорога выводит на очередную грунтовку, 90 градусов налево. Дорога идет под местной ЛЭП, на село Гай-Кодзор. Проходимость хорошая, местность пересеченная. Вдоль дороги растут старые тополя, на ветвях - какие-то зеленые, кустистые шары. Боже, так это же омела, священное растение друидов! Омела -вечнозеленое растение-паразит, очень ценится в медицине. Вот он, мягкий климат!
Очередной созвон с Чекиным. Оказалось, что я дал ошибочное направление нашего движения вот на эти самые 90 градусов! Делать нечего, надо опять ползти в предгорья, но уже по другой дороге. Но разве не за этим мы сюда приехали? Немного не доходя до Гай-Кодзора, сворачиваем влево. Длинный тягун. У начала тягуна нас встречает Владимир, забирает у Лены рюкзак-штаны. Вот спасибо! На вершине тягуна нас ждет Сергей Фоменко, автор проекта "Сукко-байк". Изначально мы собирались ехать через Гай-Кодзор и Варваровку по асфальту, но ребята поведут нас своими, потаенными лесными тропами. Настоящее пекло! Невысыпание в поезде, акклиматизация, горный рельеф и жара дают о себе знать: сил уже маловато, по крайней мере у меня. Но теперь дорога пойдет больше на спуск, чем на подъем. Зашел разговор об апроксимации. Суть этого явления такова: мы едем периодически вверх-вниз, но общее направление все-таки вниз. Если сгладить и усреднить перепады, то итоговым явлением будет, все-таки, спуск. Итак, нам - вниз. Последний тягун проходил по обширной пустоши. Вскоре мы уходим на малозаметную отворотку, примерно юго-западного направления, уводящую в лес. Долгожданная прохлада! Лес дубово-грабовый, низкорослый, перевитый кавказским плющом, грунт щебеночный, плотный. Дорога ныряет вверх-вниз. Издержки апроксимации J ! В лесу появляется много пицундской сосны и можжевельника, как древовидного, так и кустарникового. Хвойный запах, настоенный на жаре, ударяет в нос и расширяет легкие. Аромат обильно сдабривает запах чабреца, которого здесь множество. Открывается красивейший обзор на Навагирский хребет.
На дорогу выскакивает черепаха. Именно выскакивает, они здесь носятся, как ёжики! Чтобы ее сфоткать, за ней надо еще побегать! Это - средиземноморская, или греческая черепаха, и здесь единственное в России место ее обитания. Начинается спуск в долину Сукко. Спуск очень крутой и каменистый, со скальными ступеньками. Руки с непривычки сжимают руль изо всех сил. В этой ситуации надо принимать дополнительные меры, чтобы при особенно острых углах спуска не кувыркнуться через руль, а именно: пардон, задницу, мы смещаем предельно назад, за "корму" седла, а туловище вытягиваем предельно параллельно раме велосипеда.
Поразительно, как Сергей спустился почти на полной скорости, почти не пользуясь тормозами! Да и Владимир тоже на уровне. А у нас кипение адреналина заглушает все! Как сказали потом ребята, это нормальное состояние для первого спуска, потом привыкаешь. Да, мужики-то ездят сюда уже не первый год!... Равнина. Мост через реку Сукко. Сукко - совсем маленькая речка, ее можно близ моста переехать на велосипеде. Это при том, что сейчас, весной, уровень воды в ней высокий, а этой весной - тем более. Мост - примечательный ориентир. Чуть правее окончания нашего спуска, близ западного берега реки находится конно-спортивная база. Там же - поворот на "Замок Львиная Голова" - это место показательной реконструкции средневековых рыцарских турниров. Там же поворот на "Африканскую деревню", где представителями африканской национальности даются этнические представления. А на восточном берегу Сукко живет известный частный винодел, о нем расскажем позже. Там же, недалеко, на перекрестке, если надо - продуктовый магазин "У Лукоморья", где мы сейчас закупаемся водой. Направо по главной улице поселка. Еще не так давно она была одной-единственной. Сукко было самым настоящим захолустьем. Вдоль дороги - 2 линии скромных одноэтажных домов кубанского стиля. До моря - 2 км, между морем и поселком - подболоченная пустошь низовьев Сукко. Ныне это все в прошлом. Новый курорт интенсивно застраивается и осваивается. Строится множество мелких, частных гостиниц. Почти все пространство до моря теперь застроено. Появились параллельные улицы, которые начали подниматься на склоны гор. Вот на такую улицу мы и сворачиваем. Отель "Индиго". Несмотря на обилие строительства выбор жилья в Сукко не так уж и огромен, большинство - именно в стадии строительства и отделки. "Индиго" - единственная гостиница на всей длинной улице, доведенная до ума. Отель представляет собой уютный дворик, окруженный каменной стеной и двухэтажными домиками. В каждом - 2 номера, номер на 1-м и номер на 2-м этаже. Автостоянка. Открытая и крытая столовая. Кафе-бар (при нас - закрыт, не сезон). Сауна с бассейном. Еще один бассейн. Могут организовать заброску-выброску до поезда на большом джипе-пикапе: Тоннельная - 1200 р. и Анапа - 600 р. за всю машину. Впрочем, смотрите их сайт: http://www.indigo.ru (рекламой не является!!!) Из "Индиго!" открывается красивый вид на долину, уже немного сверху. Фактически, отель стоит уже на склоне Навагирского хребта! Подьехали балабайкеры: они ездили сегодня на Сухой Лиман (мелководное озеро в горах, на лето пересыхает). Рассказывают, что вчера день был прохладный и туманный, с мелкой моросью, не чета сегодняшнему.
Итак, на сегодняшний день велосипеда уже достаточно. После обеда (у нас в проживание включены завтрак и ужин, но все вопросы решаемы) отправляемся на пешую прогулку по окрестностям. В Сукко очень чистое море, как и воздух. Глубина у берега увеличивается быстро. Пляж - мелкогалечно-песчаный, черного цвета, как в Антарктиде! Но почти никто не купается, море еще холодное, около + 10 С. На пляж остался только один узкий проход: вся остальная полоса вдоль шоссе Сукко - Б.Утриш чем только не застроена!
Полазили вдоль моря, поднялись на гору Экономическая (да, именно так она и называется!). Завтра балабайкеры собираются в Абрау-Дюрсо, это 80 км по горам грунтовыми дорогами, маршрут весьма жесткий. Мы подождем: еще день – два: надо раскататься по горам. Вечерами здесь пока прохладно. |